Обзор статьи

Демонстрационная графика: мастерство композиции в работах Дж. Кваренги и Я. Г. Чернихова

УДК: 

76.021:72.03

DOI: 

10.23968/1999-5571-2020-17-1-62-71

Страницы: 

62-71

Аннотация: 

На примере художественной графики Дж. Кваренги (копий с графических и живописных работ Дж. Б. Пиранези, Б. Беллотто) и демонстрационной проектной графики Я. Г. Чернихова (конкурсного проекта постройки химических институтов Академии наук СССР в Ленинграде) проводится сравнительный анализ композиционного мышления архитекторов, выраженного в логике построений в границах замкнутых изображений. Геометрический структурный анализ выполнен с использованием программного обеспечения Corel PHOTO-PAINT. При анализе копий, выполненных Дж. Кваренги с живописных и графических работ мастеров XVIII в., рассматривается изобразительная логика конструирования нового архитектурно-пространственного образа на основе имеющейся в оригинале композиционной системы, зависимости между элементами композиции и изобразительного принципа (приема) формирования объема на плоскости. Раскрывается роль геометрических структурных связей между элементами и границами формата в формировании замкнутой, целостной композиции и образа пространства. При рассмотрении архитектурного проекта Я. Г. Чернихова, где применен новый изобразительный язык графики XX века, выявлена логика построения замкнутой композиции на основе учета классических приемов организации «впечатления» архитектурного пространства на плоскости.

Список цитируемой литературы: 

  1. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб.: АО «Икар», 1993. 272 с

  2. Кудряшов К. В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора (Опыт СССР и ЧССР). М.: Стройиздат, 1985. 239 с

  3. Гримм Г. Г. Графическое наследие Кваренги. Л.: Изд-во Гос. эрмитажа, 1962. 200 с

  4. Талепоровский В. Н. Кваренги: Материалы к изучению творчества. Л.; М.: Гос. изд-во лит. по строит. и архит., 1954. 116 с

  5. Pavelkina A. M. Disegni di Giacomo Quarenghi : la raccolta del Museo statale della storia di San Pietroburgo : [catalogo] / Al’bina M. Pavelkina; edizione in lingua italiana a cura di Piervaleriano Angelini [et al. traduzione dal russo Marco Caratozzolo]. Mendrisio : Accademia di architettura Univ. della Svizzera ital., 2003. 229 р

  6. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1981. 212 с

  7. Бочаров Ю. П. Формообразование Якова Чернихова - новое слово в архитектуре русского авангарда // Academia. Архитектура и строительство. 2019. № 1. С. 138-139

  8. Корпан Л. М. Универсальный язык графики Я. Г. Чернихова // Общество: Философия, История, Культура. Краснодар: Издательский дом «ХОРС», 2017. № 8. С. 175-179

  9. Лисицина Я. Ю. Творческий метод архитектора-художника Я. Г. Чернихова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. 268 с

  10. Хмельницкий Д. С. Непонятый гений. Книги Якова Чернихова глазами современников. Вступительная статья к книге «Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова». Берлин: Издательство DOM Publisher, 2009. URL:http://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569827 (дата обращения: 04.10.2019)

  11. Архитектурная графика эпохи конструктивизма в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга : каталог / авт.-сост. М. Л. Макагонова. СПб.: Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга; Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2008. 264 с

  12. Лисицина Я. Ю. Творческий метод архитектора-художника Я. Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века : дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 / Лисицина Яна Юрьевна. Иркутск, 2013. 206 с

  13. Давыдов В. А. К вопросу об истории копирования европейской живописи в России // Зарубежные художники и Россия: сборник по учебно-методическим вопросам. Ч. I. СПб.: Академия художеств СССР; Институт жив., скульпт. и архит. им. И. Е. Репина, 1991. С. 39-49

  14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: пер. с англ. М.: Архитектура-С, 2007. 392 с

  15. Чернихов Я. Основы советской архитектуры: экспериментально-исследовательские работы. Л.: Ленингр. общ-во архитекторов, 1930. 123 с

  16. Чернихов Я. Мой творческий путь : биография отдельного лица. М.: С. Э. Гордеев, 2011. 240 с

  17. Черная Е. А. Средства формирования визуального движения на плоскости: преемственность и новизна (на примере архитектурных фантазий Я. Чернихова // Капитель. Проект MONUMENTALITÀ & MODERNITÀ. Куратор проекта И. О. Бембель.URL: http://aaaunion.ru/chernaya/(дата обращения: 04.10.2019)

Авторы: 

Черная Е. А. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Русанов Г. Е. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Волков В. И. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Лобанов Ю. Н. ООО «Архитектурная мастерская Ю.Н. Лобанова»

Выпуск журнала